![]() | Странная история доктора Джекила и мистера Хайда
Серия: Белая птица Роберт Льюис Стивенсон — английский писатель шотландского происхождения, поэт, автор приключенческих романов и повестей, крупнейший представитель английского неоромантизма. Единоборство добра и зла стало основной темой его произведений. В «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» происходит переосмысление традиционной для романтизма и готического романа темы двойничества под углом зарождающейся научной фантастики, где зловещий двойник получает свободу действий благодаря раздвоению личности. Поглощая зелье своего собственного изготовления доктор Джекил, добродетельный ученый, превращается в своего страшного двойника мистера Хайда, низкого душевно и отвратительного физически. Загадочная история таинственного Генри Джекила наводит на безотчетный ужас своей необъяснимостью. В сборник также вошли мистические рассказы и повести Стивенсона. |
Эксмо, Россия, барлық тауарлар
Роберт Льюис Стивенсон, барлық тауарлар

«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» - классика "литературы ужасов". Готическая повесть викторианского периода о двойственности человеческой натуры. Как известно, в каждом из нас есть Добро и Зло, и каждый из нас всегда вынужден балансировать между ними. Инь и Янь, Тигр и Дракон, что извечно ведут свою борьбу внутри нас. Но автор задался вопросом "а что если все наши плохие, ужасные качества и помыслы - наша тёмная сторона - станут отдельной личностью?". Автор показывает, как наше «отрицательное Я» может взять человека под свой контроль и в буквальном смысле породить совершенно иную персону. Ведь, в действительности, не нужно никакого специального эликсира, чтобы стать другим. Стать антитезой самому себе. Ибо в каждом из нас скрывается свой Эдвард Хайд. Он просто ждёт своего часа. И порой этот час наступает…
К сожалению, то что Джекил и Хайд это один и тот же человек известно почти всем, так или иначе (включать спойлер алерт, в данном случае, совершенно незачем). И когда заранее знаешь главный твист книги, то повесть немного теряет свою искру. К тому же многим может не зайти структура самого повествования, когда сюжетная линия идёт даже не через доктора Джекила, а через достаточно сухой рассказ его друга полный недомолвок и многоточий. Подобный взгляд от третьего лица тут имеет и свои плюсы, но всё же создаётся впечатление, что Стивенсон не смог (или не захотел) выжать весь потенциал из своего действительно крайне неординарного сюжета.
Среди разных народов мира есть поверья о наших злых двойниках (если говорить точно, то речь идёт doppelgänger), которые живут в зеркалах и их цель занять наше место в этом мире. И иногда они всё-таки находят проход между «зеркальным» и реальным миром. Двойники в самых различных произведениях всегда олицетворяли собой тёмную изнанку человеческой души, неизменно представляли ту самую Тень отбрасываемую нашим эго. Особенно хорошо и глубоко данная тема раскрыты в эпоху романтизма в мистических произведениях того же Гофмана вроде «Эликсира Сатаны», «Песочного Человека» или «Двойников». Да и по сей день эта тема актуальна и неоднократно находила творческое переосмысление от «Твин Пикса» Дэвида Линча и «Сердца Ангела» Алана Паркера (речь именно о нео-нуарном фильме 1987 года, где линия «двойника» и тени обыгрываются через классическую тему сделки с дьяволом, а не о крайне посредственном романе) до небызвестного «Бойцовского Клуба» Паланика и «Тени Воина» Куросавы . Как говорится, смотря в зеркало не забывай о том, что одновременно кто-то из зеркала смотрит на тебя. И чаще всего, стоит отметить, этот самый кто-то настроен весьма враждебно по отношению к нам. «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» - это безусловно тоже переосмысление традиционной для готики и романтизма темы двойничества под углом псевдонаучного истолкования в виде изобретенного зелья и гротескно-буквального раздвоения личности. Философское же рассмотрение повести Р. Л. Стивенсона о докторе Джекиле и мистере Хайде обычно ограничивается этической проблематикой. А в большинстве случаев обычно подменяется банальными суждениями о неоднозначности природы человека, о том, что порок и добродетель гуляют всегда рука об руку и тому подобными трюизмами (хотя всё это там и правда имеется, но только в самом верхнем сюжетном слое, в то время как работа Стивенсона куда более многослойная и многосложная) . Всё это понятно, всё это известно. Однако если копнуть чуть глубже… возникает целый ряд крайне любопытных вопросов. Что в действительности означает «быть» и «казаться»? Не является ли наша тень, наш двойник, наше альтер-эго, куда более цельной, сильной и волевой личностью, нежели наше «осознанное Я» через которое мы себя и воспринимаем в реальной жизни? Тут ведь кризисом самоидентификации так просто не отделаешься. Да, Доктор Джекил радикальным образом принял свое «бессознательное Я», обособив и отпустив на вольные хлеба, без ущерба для собственной белоснежной репутации, но насколько вина за преступления Хайда лежит на нём? До какой степени? Или этой вины и нет вовсе? А если всё-таки она есть, то считаются ли равным искуплением за злодеяния Хайда добродетельные поступки Джекила? Возможно ли быть абсолютно добродетельным? А если да, то чего мы стоим не отбрасывая никакой тени? Или же наоборот: какой процент порочности души человеческой можно считать приемлемой нормой? И этих вопросов ещё множество, а вот можно ли на них однозначно ответить… Чтож… возможно, что ответы придется поискать в самих себе. Отрефлексировать, так сказать, некоторые моменты (порой весьма и весьма неудобные). Такая вот Странная История, которая порой знает о нас куда больше, нежели мы сами.

Заказ приехал в срок, спасибо flip за быструю доставку. Обслуживание мне понравилось. Заказанная книга шикарна, давно хотела ее прочесть, еще раз спасибо flip за то, что в день оформления заказа на сайте были скидки. Но меня очень удивило то, что книга не была упакованна в плёнку. Обычно мягкие книги приходят в ней. Спасибо flip за возможность приобрести товары, которых нет в магазине.