Роман-эпопея Фазиля Искандера (1929-2016) «Сандро из Чегема» вырастал, словно дерево. В 1973 году появилась первая журнальная версия — сокращенная, «подчищенная» цензурой, и лишь в 1988 были опубликованы «Пиры Валтасара» — последняя из 32 новелл, составивших книгу. Прием тот же, что и в легендарном «Созвездии Козлотура» — сочетание фантастической гиперболы с реальностью, сплав политического гротеска с народным анекдотом. Художественное пространство романа очень близко к географической карте Абхазии и густо населено. В нем много реальных лиц — Сталин (Большеусый), Берия, Хрущев, Лакоба, Жордания — но есть и целые вымышленные народности — эндурцы и кенгурцы. И возглавляет весь этот эпический литературный пир дядя Сандро — много повидавший на своем веку и сохранивший редкостное жизнелюбие и чувство юмора. В новелле «Дерево детства», завершающей роман, Искандер пишет: «Я люблю деревья. Мне кажется, дерево — одно из самых благородных созданий природы. Крепко держась за землю, смело подыматься к небесам». Похоже, это не только выведенная Искандером формула человеческой души, но и формула самого романа "Сандро из Чегема«.Сопроводительная статья Натальи ИвановойИванова Наталья Борисовна — писатель, литературный критик. Доктор филологических наук, профессор кафедры теории литературы филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, Первый заместитель главного редактора журнала «Знамя». Читала лекции по русской литературе в университетах США, Великобритании, Японии, Франции, Италии и других стран. Автор множества работ по русской литературе, среди которых монографии о Борисе Пастернаке, Фазиле Искандере, Юрии Трифонове. Автор и ведущая документальных телесериалов о Пастернаке и Бунине. Инициатор учреждения и координатор премии Ивана Петровича Белкина, председатель жюри Российско-итальянской премии «Белла».
%text%