Эмпатия
Мы запрограммированы природой заботиться друг о друге, но не приходим в этот мир эмпатичными — так же как сразу не знаем, что 2 + 2 = 4 или кто сейчас президент. Эмпатии могут и должны учить родители и педагоги. Более того, дети сами могут ее культивировать и совершенствовать, как умение ездить на велосипеде или знание иностранного языка.
Синдром селфи
Селфи — последний писк моды. Все бесконечно фотографируют себя и публикуют в соцсетях, собирая «лайки» и одобрения в свой адрес. И все это цифровое безумие просачивается в реальный мир, меняет поведение и создает заносчивую, конкурирующую и эгоцентричную породу индивидуалистов. Синдром селфи пропитал современную культуру и разъедает характер наших детей.
Чужие эмоции
Двухлетний малыш нежно гладит маму по заплаканному лицу. Школьник хлопает по плечу расстроенного друга и говорит: «Ничего, все наладится». Увидев напряженное лицо деда, подросток спрашивает: «Ты устал, дедушка? Хочешь, я тебе помогу?» Все это — примеры эмоционального интеллекта, способности распознавать свои и чужие эмоции.
Ищите сходство
Указывайте ребенку на то, что у него есть общего с другими. Ребенок: «У них темная кожа». Вы: «Мы ходим с ними в одну церковь, и они играют на гитаре, как и ты». Ребенок: «Они другие». Вы: «Все люди разные, и надо искать сходства, а не различия. Вы оба играете в теннис. А еще?»
Нет конкуренции
Конечно, родители желают своим детям успеха. Только не надо превращать их жизнь в состязание с одним призовым местом — тогда проигрывают все. Установка «я лучше, чем ты» только увеличивает расстояние между «мы» и «они», способствует «синдрому селфи» и снижает эмпатию. Более того, убеждение, что конкуренция необходима для успеха, несостоятельно.
Польза игр
В игре дети учатся находить общий язык, сотрудничать, заботиться, решать задачи, вести переговоры, делиться, общаться и идти на компромисс. Игра — мощный инструмент социализации, он помогает детям принять различия между людьми, преодолевать препятствия и не делить мир на своих и чужих.
%text%